Модерн как особое направление в искусстве возник на рубеже ХIХ и ХХ веков. Предпосылкой этого послужил резкий скачок в развитии технологий от ремесленного дела к производству массовому.
Стиль модерн появился, благодаря деятельности зарожденного в 1883 г. в Англии «Движения искусств и ремесел». Участники Движения, стремясь сблизить искусство и ремесло, противопоставляли творческий труд ремесленников бездушному машинному производству «ширпотреба». Почвой, на которой появились ростки модерна, послужила также полнейшая неразбериха в стилях на рубеже двух веков, когда в один котел были свалены и старые стили, и эклектика.
Стиль модерн предлагает отказаться от прямых четких углов и линий историзма в пользу плавных линий от природы – округлости, изгибы, асимметрия, многоуровневость. В противовес помпезности неоклассицизма и ампира, модерн отсылает к функциональной и одновременно декоративной простоте, сочетая одухотворенность и утилитарность различных видов искусства.
Дизайнерам, создающим здания в стиле модерн, удавалось поднимать до уровня отделочных материалов, например, металл и железобетон, которые ранее стыдливо маскировались каменной облицовкой или штукатуркой. Такие здания, благодаря фантазии мастера и абстрактным формам, воспринимались как способный к движению живой организм, дышащий и растущий.
Не случайно этот стиль стал провозвестником таких направлений в архитектуре, дизайне и прикладном искусстве ХХ века, как ар-деко, экспрессионизм и др.
Новый стиль вдохновлял архитекторов и дизайнеров на создание множества зданий и интерьеров. Среди них, например, интерьер дома Тасселя в Брюсселе, спроектированный и воплощенный Виктором Орта, который тонко совместил отделку из металла с декоративной инкрустацией пола. Архитектор Анри Ван ден Вельде из Бельгии сделал проект интерьера торговых залов магазина Сэмюэла Бинга, который, тем не менее, был закрыт из-за низкой рентабельности.
Принципы стиля модерн были использованы архитектором Эктором Гимаром в оформлении станций парижского метро. Английский модерн отличался сдержанными и консервативными формами, поэтому новый стиль как символ расцвета империализма большее распространение получил в континентальной Европе и в Америке, где широко использовался для оформления интерьеров магазинов и других общественных зданий.
Для мебели характерны простота форм и функциональность. Шкафы и комоды, наряду с закругленной, могут иметь прямоугольную форму, но неизменным остается принцип декорирования каждого предмета – остекление витрин гнутым стеклом, изящная фурнитура, вставки из матового стекла и мозаики. Форма каркасов кресел и стульев напоминает формы листьев, тел животных, насекомых.
Параллельно с декоративной линией в производстве мебели развивается, и линия конструктивная, с более ясным построением и прямолинейностью, характерная для немецкого и английского модерна. Этот сектор представлен творчеством мебельных мастеров Рихарда Римершмида и Бернгарда Панкока.
Декору стиля модерн чужда напыщенность и показная роскошь, он тяготеет к лаконичности и близости к природе. Плавные мягкие линии, сливающиеся с элементами конструкции, ненавязчивые растительные и анималистические узоры, подражание природным формам – таковы основные черты стиля.
Орнаментом в стиле модерн украшены предметы мебели, светильники, напоминающие по форме цветы или бутоны. Природные мотивы воплощаются даже в таких индустриальных материалах, как металл, стекло, керамическая плитка и пластик, что дает простор для дизайнерской мысли.
Интерьеры в стиле модерн отличаются свободной планировкой, часто с разноуровневым полом, большими окнами с витражами. Текстиль на окнах легкий, светлых тонов, украшенный растительными мотивами, изображениями птиц, бабочек, как и обои для стен.
Стены красочные, декорируются причудливо изогнутыми ассиметричными линиями с элементами из гипса. На светлых потолках также широко используется гипсовая плоскорельефная лепнина. Конструктивная линия модерна, сводя к минимуму элементы декора, и цвета использует спокойные, приглушенные, без оттенков – цвет увядшей розы, сине-серый, бежевый, кофе с молоком.
Стиль модерн нашел свое продолжение в условиях современности, добавив в свой арсенал новые материалы, технологии, текстуры и художественные направления. При оформлении интерьера в этом стиле важно не изменить главной концепции – гибкость, текучесть и плавность линий, растительные и анималистические мотивы при декорировании, умелое сочетание природного начала и современных материалов. Если дать простор фантазии и придерживаться основного направления, то интерьер в стиле модерн гармонично сложится, будет радовать взор и удовлетворять потребность в прекрасном.